Ребята, с огнем играете!


Каждому по Фейсбуку, или Предупреждение Карачинского

Денис Викторов
Денис Викторов 

Комментарии (10)
14.02.2011
Блог Дениса Викторова. , , ,

Хотелось бы продолжить тему, весьма своевременно поднятую в блоге Дмитрием Мендрелюком — о стартапах и о том, что ждет нас в результате реализации деструктивного сценария (увы, весьма вероятного), который я бы назвал венчурным угаром. Как бы нам и правда не угореть. На радость недругов, которые тоже будут угорать, но только от смеха — наблюдая «модернизацию по-российски».

Для начала коротко зафиксируем текущую ситуацию.

Перспективных стартапов, всерьез претендующих на глобальный рынок (а настоящие инновации всегда глобальны, иначе это не инновации, а клоны и копии) в стране пока и правда мало. Институты развития, рисковые капиталисты, бизнес-ангелы и другие участники юной отечественной индустрии венчурного инвестирования пока сами носятся по рынку с пылесосом, чтобы разыскать инноваторов, обладающих достаточно сильными разработками и хотя бы базовыми навыками коммерциализации ноу-хау. В увлекательной игре «Ищем венчурные таланты» принимают живейшее участие даже первые лица государства. Таким образом спрос артикулируется все более четко. А значит, скоро появится и предложение. Вопрос — какого именно качества.

Денег для помещения в перспективные венчурные проекты в стране действительно больше, чем достойных реципиентов инвестиций. С этой проблемой сталкиваются и фонды, и независимые венчурные капиталисты, и бизнес-ангелы. А недавно еще и ведущим предприятиям страны, акционером которых является государство, было вменено в обязанность активно развивать инновации. Что, на мой взгляд, скорее всего приведет к повышению мощности «пылесоса». Госкорпорации наверняка начнут искать и скупать идеи, разработки и команды (ибо внутри такого рода структур механизмы генерации ноу-хау отсутствуют как класс). Таким образом спрос на стартапы не просто артикулирован, а еще и поддержан реальными финансовыми ресурсами.

Пора включать датчики самоконтроля. Иначе вскоре мы рискуем получить очередной «пузырь». Лопнув, он обдаст всех нас противной жижей, попутно обнажив полнейшую пустоту, скрывавшуюся за игриво переливающейся оболочкой

Популяризацией инновационно-технологического предпринимательства заняты сегодня и власти, и институты развития, и СМИ. Скоро, думаю, подключатся и региональные чиновники. Они у нас все быстрее схватывают конъюнктуру и смело включают в публичную риторику модные лозунги.

Процесс выглядит вполне управляемым. И все-таки датчики самоконтроля, думаю, пора включать. Иначе вскоре мы рискуем получить очередной «пузырь». Лопнув, он обдаст всех нас противной жижей, попутно обнажив полнейшую пустоту, скрывавшуюся за игриво переливающейся оболочкой.

Попробую набросать негативный сценарий, которого хотелось бы избежать.

Безудержная и легковесная популяризация инновационно-технологического предпринимательства и венчурных механизмов в отсутствие серьезной разъяснительной работы (что всегда труднее!) грозит формированием массового и весьма поверхностного представления об этих моделях коммерциализации знаний как о «волшебной палочке», которой достаточно взмахнуть пару раз, чтобы получить быстрый финансовый результат. Все хотят быть такими, как Цукерберг — молодыми, богатыми и привлекательными для инвесторов. Или такими как Мильнер, который на глазах у всех выгодно помещает капиталы в рост. Точными и выверенными движениями.

В этом смысле меня откровенно пугают бодрые публикации даже в весьма авторитетных СМИ, живописующие движение стартапа от идеи к победе как легкую увеселительную прогулку, заранее оплаченную венчурными инвесторами. Этакие «истории успеха» в духе комиксов. Несколько эффектных ударов и — главный герой в дамках.

Ребята, с огнем играете!

Не случайно среди первых инвесторов в терминологии венчурного рынка кроме «друзей» и «домашних» фигурируют еще и «дурачки». Некоторым дурачкам случайно везет. Как Форесту Гампу, купившему акции «чего-то яблочного». Но большинству все-таки как раз НЕ везет. Причем системно. Венчур на дурныцу не делают.

Все это происходит в условиях, когда многие другие инструменты приращения капитала не радуют инвесторов. В том числе инвесторов непрофессиональных. Фондовый рынок требует особых нервов. И, в общем, некоторых знаний. ПИФы передохли, хотя до кризиса все мерялись своими «портфелями» как… Ну, скажем, как мальчишки во дворе. ФОРЕКС? Люди, сидящие в этом бизнесе, откровенно предупреждают всех «своих»: не суйтесь! Вложив в это дело деньги, вы их больше не увидите. Инвестировать в квартиры? Так на рынке недвижимости творится что-то совершенно непонятное. Зато деньги, которые нужно заплатить за столичную «однушку», можно вложить в десяток стартапов, находящихся на посевной стадии! Ура! К тому же авторы «историй успеха» уверяют, что на рынке венчура работает правило «3-3-3-1». Три проинвестированных проекта сдохнут. Три — продемонстрируют весьма средненькие результаты. Зато еще три могут оказаться вполне успешными, а один — так и вовсе окажется звездой. Взлетит выше Цукерберга!

Лично мне уже страшно. Потому что бизнес-ангел — это не просто человек, который вместо покупки квартиры решил «поднять» десяток перспективных бизнес-проектов. Тут тоже нужно кое-что знать и уметь. Не случайно среди первых инвесторов в терминологии венчурного рынка кроме друзей и домашних присутствуют еще и дурачки. Некоторым дурачкам случайно везет. Как Форесту Гампу, купившему акции «чего-то яблочного». Но большинству все-таки как раз НЕ везет. Причем системно. Венчур на дурныцу не делают.

Оптимистические сказочки о том, как замечательно участвовать во всенародном празднике поиска и вскармливания стартапов, легко могут привести к надуванию «пузыря». С последующим разочарованием обманутых в лучших намерениях «вкладчиков».

Свою лепту, опасаюсь, внесут и наши вузы, которым не только разрешено, но и предписано в рамках «217-го» закона заводить у себя малые инновационные предприятия. Постараются и региональные власти, которым не привыкать отчитываться «по валу». В итоге пузырь разрастется еще шире.

Впрочем, это уже детали. Страшнее всего, если армия желающих стать Цукербергами побратается с армией стать Мильнерами. Когда непрофессионального инноватора, ни черта не смыслящего в бизнесе, «вытягивает» опытный венчурист при помощи «умных денег», шансы есть. Но как только рука об руку в бой пойдут непрофессиональные стартаперы и настолько же непрофессиональные «ангелы», пиши пропало.

Между прочим, серьезным участникам рынка венчурного капитала в России уже приходится цеплять к своим «пылесосам» более мощные фильтры, поскольку авторов вторичных «инноваций» (не считая лжепророков, изобретателей вечных двигателей и просто сумасшедших) становится все больше. В итоге для того, чтобы отсеять нарастающую массу шлака, не пропустив золотое зерно, приходится тратить все больше усилий и денег.

…Остается лишь втюхать красиво упакованный «проект» инвесторам следующей стадии, рассовать денежки по карманам и тихонько линять в сторону двери с надписью «exit»

Наконец, меня очень смущает начинающаяся в медийном поле вульгаризация идеи «бизнеса как товара». Да, бизнес – товар. Вопрос только в том, какой смысл вкладывается в эту формулу. Боюсь, начитавшись бодрых статеек, многие попытаются сыграть в эту игру. А что, правила-то просты! Сначала надо сформулировать модную «венчурную» или просто «интернетовскую» идею (сто первая вариация на тему Angry Birds или социальная сеть для тех, кому за 70, вполне подойдут). Затем привлекаются небольшие посевные капиталы, на которые изготавливается «болванчик», не имеющий ничего общего с инноватикой. А затем по книжкам изготавливается «правильная» упаковка. Начиная «речью для лифта» и заканчивая бизнес-планом. Теперь проект выглядит уже не «идеей», а самым настоящим стартапом. Нужно лишь втюхать его инвесторам следующей стадии, которые тоже не всегда способны разобраться в деталях. Вот, собственно, и все. Остается только правильно рассовать денежки по карманам и тихонько линять в сторону двери с надписью «exit».

Увы, это совсем не смешно. Карикатурная пропаганда венчурного инструментария порождает подобные «представления» о том, как «поднимать инвестиции» под полное фуфло, завернутое в красивую венчурную обертку. В итоге на стадии раздувания «пузыря» мы рискуем получить сначала выдающуюся статистику запущенных «стартапов» (особенно учитывая эффект низкой базы), а затем — опять будем разводить руками и выяснять, почему вся эта фонтанирующая активность не привела ни к успешным IPO, ни к масштабным сделкам по поглощению со стороны «стратегов», ни к сотням и тысячам российских патентов, зарегистрированных в США, ни к пресловутой модернизации нашей многострадальной экономики.

Вот короткий набросок того, как все мы коллективными усилиями можем угробить формируемый рынок инноваций и венчурного предпринимательства.

Все это, разумеется, вовсе не означает, что популяризировать венчурную идею не следует. Следует. Но — без сказочек и упрощения. Примитивизм всегда дает весьма уродливые всходы. Особенно в сфере агитации и пропаганды.

Ну, а теперь напомню обещанное в заголовке предостережение Карачинского.

Кажется, было это вскоре после кризиса 1998 года. (Уж простите, точные детали и тем более цитаты из памяти как-то улетучились. Но мораль осталась). На одной из конференций, собравшей первых лиц ведущих российских ИТ-компаний, в числе прочих обсуждался вопрос о возможности и необходимости «внутреннего IPO» наших компьютерных фирм.
Идея была проста. ИТ-бизнес — направление перспективное, за ним будущее. Вот только отечественные фирмы пока малы и слабы, капитализации им не хватает. Так почему бы не начать привлекать деньги населения? И правда: сегодня тысячи, а то и миллионы граждан купят бумаги отечественных компаний «Белкасофт» и «Стрелка-М», а завтра, глядишь, мы сможем поспорить и с «Майкрософт», и с ИБМ.

Чарующий образ Нью-Васюков уже плыл над залом, когда к трибуне вышел президент холдинга IBS Анатолий Карачинский, очень грустно посмотрел на собравшихся и в наступившей вдруг тишине сказал примерно следующее: «Ребята, не надо, а? Очень вас прошу, не надо. Потому что где гарантия, что после такого привлечения средств вы не обанкротитесь? А скорее всего как раз так и будет. Вот только угробив свой бизнес и разочаровав массу акционеров, вы одновременно угробите и репутацию всего нашего рынка. Поэтому — НЕ НАДО».

Популяризация инновационного бизнеса — задача архиважная. Нужно поворачивать людям головы в правильном направлении. Стараться делать так, чтобы молодые люди хотели стать не чиновниками, а Цукербергами. Или Мильнерами.
Вот только всем нам — и инвесторам, и инноваторам, и журналистам — на этот раз очень важно не перестараться. Не перегнуть. Не перепиарить.

Очень уж высока цена вопроса… <<<<

Читайте также

Реклама
%d такие блоггеры, как: